Определение богословия и личной богословской позиции.
Публикации | 20/02/2008 09:05
В разных христианских кругах чувствуется напряжение по поводу: богословие и практическая жизнь. Зачастую эти два понятия разделяются и противопоставляются. Христиане пытаются выяснить, что важнее. Такая позиция изначально неправильная, она приводит к углублению крайностей. Богословие как раз является практической жизнью, а практическая жизнь немыслима без богословия. Большинство споров возникает по очень банальной причине – из-за элементарного невежества. Люди даже не знают, что значит богословие. Согласно первой главы послания к Римлянам, даже неверующие люди занимаются богословием, размышляя о Боге и Его требованиях. Тем более христиане должны понимать, что они постоянно занимаются богословием, по этому лучше заниматься этим максимально эффективно и не побоюсь этого слова профессионально, особенно это касается служителей, которых Бог призвал для того, что бы разъяснять Божье Слово.
Когда у нас ломается машина мы пытаемся найти лучшего мастера, когда у нас болит зуб мы идем к лучшему специалисту, когда мы покупаем одежду на рынке, мы подсознательно выбираем лучший брэнд, даже заведомо зная, что это контрабандный товар J. Но когда люди приходят во многие евангельские церкви, то зачастую сталкиваются с обратным принципом – «чем хуже тем лучше». Трактуй Библию как тебе вздумается, ведь всегда есть хороший excuse – «так мне сказал Бог», «самарянка не училась…» и зачастую происходит много манипуляций. Как видите возникает немало вопросов.
Многое зависит от того, чего мы хотим достичь в жизни. Если мы хотим просто прогуляться по жизни где то рядом с домом, не задумываясь особо ни о чем, нам будет достаточно уровня «популярного» или «народного» богословия, которым обладает большинство, нахватавшись всего подряд и отовсюду понемножку мы таки дойдем куда нибудь. Но если мы хотим отправиться в далекое неизвестное путешествие, достичь чего то более серьезного и значимого, сделать то, что Бог нам предназначил как можно лучше, нам необходима будет карта, много умений навыков и т.д. и т.п. и постоянная готовность к обучению на всю жизнь!
Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению материала, хотел бы привести одну шуточную метафору J богословие – это лошадь Церкви. Если лошадь не двигается, с ней известно что происходит – она начинает страдать запорами L, а это для неё чревато смертью. Роль побудительного и спасительного фактора играют мухи, которых она вынуждена постоянно отгонять от себя. Мухи – это ежедневное изучение Библии. Именно оно позволяет избежать застоя в системе. Без ежедневного изучения, без индукции богословие окажется без движения, без жизни, оно засохнет и умрёт. В то же время никому из нас не придёт на ум оседлать муху! Церковь не основана на ежедневном изучении Писания. Её фундаментом является богословие. Кроме того, если кому-то из нас вдруг захочется ездить на мухе, то надо не забыть, что тогда нас может ударить хвост лошади. Церковь отлучит нас, так как мы станем опасны для неё.
В жизни все взаимосвязано и имеет свое место и ценность.
1) Определение богословия
Обратим внимание, насколько разными были определения богословия в истории:
Фома Аквинский:
«Священное учение (богословие) – это последовательная наука, которая рассматривает все вещи в связи с Богом, либо потому что это Сам Бог, либо потому что они относятся к Богу.» (Summa, I, 1,7)
Чарльз Ходж:
«Наука о фактах божественного откровения постольку, поскольку эти факты касаются природы Бога и нашего отношения к Нему.» (Systematic Theology 1, p. 21)
Вильям Эймс:
«Учение о том, как жить для Бога.» (Marrow of Theology, p. 77)
Джон Фрейм:
«…применение Писания в жизни.» (DKG, p 81)
Эти высказывания представляют 2 тенденции в определении богословия:
1. К первой относятся Фома Аквинский и Чарльз Ходж. Их взгляд на богословие называют позицией большинства. Богословие – это объективное, рациональное изучение Бога и религии. Сам термин происходит от двух греческих слов: 1) Бог, бог, божественность и 2) наука, изучение. Теология изучается, как и любая другая наука. Это традиционный академический подход, в котором есть свои плюсы и свои минусы.
2. Вторая тенденция связана с именами Вильяма Эймса и Джона Фрейма. Их взгляд называют позицией меньшинства. Богословие – это убеждения и практика, рассматриваемые в их связи с Богом и религией. То есть, это более практический подход. Если мы применяем Слово в жизни, значит мы самое что ни есть занимаемся богословием. Наша жизнь – это наше богословие.
Конечно, мы признаём, что второй взгляд во многом основан на Библии. И вполне справедливы опасения лицемерного рационализма, который всегда сопровождает первый взгляд.
Итак, какая же позиция верна? Каково же наше определение богословия?
Правильный ответ – оптимальная модель. Она заключается в неизбежном взаимодействии двух вышеупомянутых подходов. Наши знания влияют на нашу жизнь; наша жизнь влияет на то, какими будут наши знания.
Традиционный взгляд прав, что надо сперва учиться, а потом так жить. Но сколько надо учиться? Невозможно найти ту грань, после которой уже можно переходить к практике: учёба – это бесконечный процесс. Таким образом, в традиционном понимании знания не играют важной роли во взаимосвязи учёбы с жизнью.
В действительности же случается вот что: то, как мы живём, влияет на то, чему мы учимся.
Молодые многое могут запомнить, но не знают, как это всё применить в своей жизни. А старики многих деталей из Библии уже и не помнят, но они по опыту знают, как им поступать в определённой ситуации. И часто можно услышать, что они стали видеть в Библии то, что раньше не видели. Это не столько какое-то новое знание, сколько новое понимание старого. Опыт углубляет их восприятие библейских истин. Молодые могут считать, что читаемое ими легко применить; но это неверно из-за того, что у них нет опыта жизни. Например, многие из глав семей превращаются в тиранов именно потому, что они опираются лишь на знания Библии, а опыта не имеют.
Второй подход при всей важности акцента на практичность богословия недооценивает теоретическую его часть. И часто случается, что человек, живя вроде бы правильно, всё больше и больше уклоняется в какую-нибудь ересь, которая вскоре оказывает негативное влияние на его внутреннее состояние, а значит и на поступки. И всё потому, что он пренебрегал теорией.
Таким образом, хотя оба определения богословия важны, они обязательно должны взаимодействовать.
Из истории мы знаем, что среди рабовладельцев многие были хорошими богословами. Для нас сейчас очевидно, что они верили в глупость, когда защищали рабовладельческий строй. Но для них было совершенно очевидно, что Библия на стороне рабства! Как идея рабства проникла в их богословие? Через жизненный опыт. Им нужна была рабочая сила, машин тогда не было. И они искренне стали оправдывать рабство Библией. Опыт определял их богословие. А прелюбодеям, например, всегда удаётся интерпретировать Библию так, что грех прелюбодеяния к ним не относится! Часто можно от них услышать что-то вроде: «В Божьих глазах мы женаты!». Подобно и воры не видят в Библии препятствий к своему воровству. Опыт людей в значительной степени определяет их понимание Библии.
Правильное богословие всегда объединяет и академическое изучение Писания, и применение его в жизни.
Итак Богословие – это применение учения Библии к жизни человека. Богословие необходимо нам в жизни, но мы не сможем его получить не изучая Библию и жизнь вокруг нас.
2) Цели (задачи) богословия.
Задач или целей в богословии очень много и практически невозможно их все определить. Но если исходить из того определения, которое мы делали выше, то это поможет нам определить главные цели богословия. В частности, если мы понимаем, что с одной стороны богословие это наука или теоретические познания, то одной из задач богословия будет разработка и изложение учения. Но поскольку богословие имеет и практическую направленность, то это учение должно охватывать все стороны нашей жизни во Христе. Исходя из этого, мы рассмотрим три основные задачи богословия:
1. Ортодоксия (правильное учение, идеи, истина)
2. Ортопраксис (правильные дела, поведение)
3. Ортопафос (правильные чувства, эмоции)
Ортодоксия – обычно означает следование правильному учению. Это одна из важнейших задач богословия. Цель ортодоксии – это выработка правильного, соответствующего истине учения. Нам необходимо, что бы понимание Бога, окружающего мира и самих себя соответствовало истине. Забота о доктринальной чистоте является главной заботой большинства богословских трудов. В прошлом богословам не составляло особого труда в провозглашении истины. Но в наше время, с развитием техники, коммуникаций, передвижений и т.д. в жизнь человека вливается масса различной информации и многие просто разочаровались в том, что есть истина. Кроме внешних факторов, на христиан также происходит давление и внутри церкви. Но тем не менее ортодоксия продолжает оставаться одной из важных задач богословия. Эти проблемы не новые, они существовали во все времена в истории церкви. Христос учит нас познавать истину и молится Отцу небесному следующим образом: «…освяти их истиною Твоею, слово Твое есть истина…» (Ин.17:17) Сам Иисус считал важным истинность учения, подчеркивая, что одна из важных задач богословия – ортодоксия.
Ортопраксис – означает правильное действие или поведение. Христиане любят называть это делами. Недостаточно правильно разбираться в богословских вопросах, необходимо воплощать эти вопросы в свою жизнь. Понятно, что богословие, должно направлять нас к правильным действиям. Например, богословие учит, что нужно молиться, поклоняться Богу, служить друг другу и помогать нуждающимся. Но правильное богословие не заканчивается лишь знанием этих истин. Богословие находит свое выражение в действиях, когда истины оживают в жизни. Это и есть ортопраксис. В этом вопросе христиане также сталкиваются с большими трудностями. Мир постоянно навязывает ложь о том, что нет правильного или неправильного поведения. Многие христиане устают противостоять такому сопротивлению. Кроме того, на христиан влияет история. В истории, к сожалению, есть немало примеров, когда во имя истины церковь совершила много грехов. Это грустный факт, что даже искренние христиане использовали богословие неправильно, в результате чего совершались ужаснейшие грехи. Но несмотря на эти трудности, ортопраксис остается важной задачей богословия, потому что наше поведение важно для Бога, наша жизнь является видимым отражением нашего знания Бога, наших отношений с Ним (Иак.2:15)
Ортопафос – это наши чувства или эмоции. Жизнь для Бога предполагает и то, что мы правильно пользуемся эмоциями, которыми Бог нас одарил. Радость, разочарование, надежды, удовольствия, гнев – все эти чувства должны быть в согласии с Божьей волей. К сожалению, эта задача в богословии пренебрегается больше всех. Это случается по крайней мере по двум причинам:
Во-первых, многие богословы психологически неспособны ни выражать ни анализировать чувства. Сложился неправильный стереотип, что чувства это совсем не важно и многие богословы «закрывались» в своих кабинетах от настоящей жизни, так и не научившись решать эмоциональные задачи. По этому не удивительно, что в богословских трудах не больше радости, переживаний, и других эмоций чем к примеру в учебнике по биологии.
Во-вторых, многие евангельские христиане попались в ловушку заблуждения, что чувства являются нравственно нейтральными. Они учат, что чувства это просто чувства и нельзя какие то из них считать правильными, а какие то неправильными. Само понятие ортопафос (правильные чувства) является по их мнению заблуждением. Но такие убеждение лучше согласуются с психологией чем с Библией.
Отличным примером согласования ортодоксии(правильного учения) и ортопафоса (правильных эмоций) являются послания апостола Павла. Говоря об истине Павел очень правильно пользуется своими чувствами. Размышления о верном учении вызывают в нем взрывы эмоций. К примеру в посл.Римлянам Павел прерывает свои богословские размышления о месте язычников и иудеев в Божьем плане спасения (9-11гл.) таким восклицанием: «О бездна Божьего богатства, мудрости и всеведения! Не объяснить Его решений! Не понять Его путей! Кто познал разум Господа и кто был Его советчиком? И кто дал Ему хоть что-нибудь, что Он обязан вернуть?Ибо всё от Него, через Него и для Него! Ему слава вовеки! Аминь»
Можно ли как то выделить, какие из перечисленных задач в богословии являются главными, а какие второстепенными? Все они являются важными по своему значению и ни одной из них нельзя пренебрегать. Между ними прослеживается неизбежное взаимодействие. Есть определенная модель приоритетов задач богословия, которая на первый взгляд может показаться правильной. Главная задача – ортодоксия. Затем следует ортопраксис и на последнем месте ортопафос. Зная истину человек будет правильно строить свою жизнь и тогда в его жизни будут правильные эмоции. Но такая последовательность не единственная, по этому не является правильной. Все зависит от конкретной ситуации. Надо иметь правильные идеи, а они будут формировать правильное поведение. Поведение, в свою очередь, будет определять, каким идеям мы последуем. Так же взаимосвязаны и эмоции: идеи определяют, что мы чувствуем; а чувства определяют, как мы будем толковать Библию. Подобно и поведение влияет на эмоции, а те влияют на поведение. Как видите, здесь прослеживается неизбежное взаимодействие. Каждая из задач богословия усиливает, дополняет другие и содействует достижения всех задач богословия. Чтобы помнить, что все задачи важны и взаимосвязаны, можно сравнить богословие с человеческим телом, которое состоит из разных систем: дыхательной, кровоносной, сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной, пищеварительной и многих других систем. Все они очень важны и настолько тесно переплетены между собой во взаимодействии, что составляют единое целое в нашем теле и мы знаем, что их невозможно разделять или отдавать какой либо из них приоритет. Дух Святой ведет свой народ к достижению Божьих целей разными путями. По этому очень важно прислушиваться к Его голосу, что бы в каждом конкретном случае отдать приоритет тому, что необходимо больше всего. Мы живем словно на палубе корабля, который качает то в одну, то в другую сторону и что бы сохранять равновесие, нужно научиться наклонятся то в одну, то в другую сторону в зависимости от движений корабля. И если этого не делать, то рано или поздно можно оказаться за бортом, когда палуба качнется в следующий раз. Не существует какого то одного постоянного порядка решения жизненных или богословских задач. Стремясь к достижению целей богословия необходимо постоянно задавать себе вопрос – в чем сейчас состоит наибольшая нужда, в чем нуждаемся мы и люди которые вокруг нас? Делая акцент лишь на учении мы скатимся к интеллектуализму, возвышая дела упадем в законничество, а если будем озабочены лишь чувствами, тогда впадем в чрезмерную эмоциональность. Важно проверить в первую очередь себя самого – к чему склонен я в своем богословии, что бы определить свою богословскую позицию. Тогда будет легче избежать крайностей. Вы понимаете начинать всегда нужно с себя. Конечно же в идеале все это не под силу ни одному человеку, по этому Бог Сам созидает церковь Свою через многих людей и на протяжении длительного времени.
То, о чём мы говорим, называется динамикой богословия. Недостаточно правильных идей, чтобы быть христианином, тем более вести куда то других людей, т.е. быть служителем. Нужны ещё духовная жизнь и соответствующие эмоции. В Посланиях к Тимофею о пастырской практике говорится как о практике жизни и эмоций. Невозможно быть хорошим богословом и плохим человеком.
3) Темы богословия.
Что больше всего нас интересует в богословских исследованиях? Познакомить кого-то со всем богословием, это все равно, что попытаться познакомить вас со всей вселенной. Этих тем просто тьма. По этому вам нужно быть максимально избирательными исходя из практических побуждений. В разных церквах эти темы могут быть различными, но есть также и общие темы, что помогает выделить ряд основных богословских категорий. Например: миссиология, апологетика(защита вероучения), сотериология(учение о спасении), пневматология(учение о Святом Духе), Христология(учение о Христе), экклесиология(учение о церкви), антропология(учение о человеке), эсхатология (учение о будущем мира) и т.д. Если вы несете практическое служение по созиданию церкви, то лучше всего сосредоточить внимание лишь на тех категориях, которые в первую очередь важны для пасторского служения, т.е. то что имеет наиболее практический характер. Вот вопросы: Что люди, которые находятся в церквах должны знать, делать и чувствовать с точки зрения Библии, как их правильно этому научить? К счастью существует хорошая традиция церкви в этом плане. Церковь веками вырабатывала свое направление главных тем. Обычно в хороших практических богословских школах служителей для церкви готовят в трех направлениях:
1. Библейский
2. Историко-доктринальный
3. Практический
Библейское направление включает в себя изучение Ветхого и Нового Заветов. В основном это изучение Писания и навыки ответственного толкования Библии. Историко-доктринальное направление состоит из истории церкви и систематической теологии. Здесь можно увидеть как Бог формировал богословие церкви в разные времена и как церковь по разному противостояла миру. Практическое направление обращает внимание на собственный духовный рост и развитие практических навыков в служении, таких как проповедь и благовестие.
Как видите даже общее знакомство с богословием и его основными направлениями требует от нас смирения и трудолюбия, которое основывается лишь на вере и любви к Иисусу.
В данной статье использованы материалы по курсам лекций Украинской библейской семинарии г.Киев (реформатское богословие)
|