Что такое хорошо и что такое плохо?
Публикации | 20/02/2008 09:03
Несколько поколений людей, которые живут в пост советском пространстве хорошо знают по крайней мере первые стороки детского стиха Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»: «Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха Что такое хорошо и что такое плохо?»
Такие вопросы задают не только дети, но и взрослые. Часто мы стоим перед выбором какого-нибудь сложного решения, пытаясь понять, как оно повлияет на нашу жизнь. Для христиан это особенная тема, потому что для верующего человека важно строить свою жизнь в соответствии с Божьей волей.
Кому из нас не приходилось участвовать в горячих спорах о том, что можно, а что нельзя, что духовно, а что нет. Можно ли слушать готику или хеви-металл, можно ли пить пиво или вино и сколько. А как на счет «потусить» в ночном клубе? Какой должна быть длина платьев, сколько косметики применять и какие ювелирные украшения носить, как развлекаться и отдыхать, что бы все было понятно по поводу кино, телевидения, азартных игр, танцев и совместного купания. Список подобных вопросов можно значительно продолжить. Но где же найти точные однозначные ответы? В Библии нет подробного списка что можно, а что нет, тем более на такие вопросы, которые часто перед нами ставит жизнь, но тем не менее правильные ответы находятся именно в Божьем Слове.
Эти вопросы не новые, они существовали всегда. Апостол Павел давал разные советы в разные церкви в зависимости от обстоятельств, которые были в той или иной ситуации. К примеру, христиане галатийских церквей в какой то момент начали доверять лидерам, которые учили, что для настоящей христианской жизни недостаточно надеяться на то, что уже сделал Христос. Необходимо сделать еще очень много религиозных действий, которые будут наполнять жизнь значимостью, приближать к Богу, обеспечивать спасение и т.д. По этому Павел довольно резко обличает их действия называя «глупцами» (Гал.3:1) и призывает оставаться в той свободе, которую Бог им подарил во Христе (Гал.5:1), похожая ситуация была и в Колоссах. Но в Коринфе происходило нечто совершенно противоположное. Коринфяне настолько «задрали носы» в своей свободе, что начали пользоваться ею во зло, т.е. грешить, что приводило к разрушению церкви. По этому Павел их серьезно предупреждает: «Так пусть каждый, кто думает, что твердо стоит на ногах, смотрит, как бы ему не упасть» (1Кор.10:12)
Я попытаюсь выделить главные принципы, которые помогут услышать правильные ответы от Бога по многим вопросам, касающимся культуры, этики, свободы христианина. Важно помнить о том, что применять эти принципы очень непросто и необходимо полностью доверять Богу в каждой конкретной ситуации. Одним словом, этому не научишься за один присест, это процесс хождения перед Богом длиною в жизнь.
Отправной точкой для решения подобных вопросов должно быть наше правильное понимание того, что такое грех и как Бог решил проблему греха. Я не буду останавливаться на этом вопросе, это тема отдельного разговора, но лишь напомню, что грех – это внутреннее состояние или управляющая сила, которая направляет жизнь человека, его дела и мысли на действия, не отвечающие целям и замыслам Бога[1]. Грех означает непопадание в цель, которую Бог предназначил для человека. Главная же цель – распространить пределы Эдемского сада по всей земле, что бы воля Его исполнялась на земле так же как и на небе (Мф.6:9-10). Бог уничтожил грех через смерть и воскресение Христа.
Я более подробно остановлюсь на том, как во множестве культурных различий на основании Библии отличать вещи второстепенные от главных.
В книге «Христос и культура» Ричард Нибур приводит 5 моделей отношения христианина к светской культуре[2]. 1.Христос против культуры, 2.Христос принадлежит культуре, 3.Христос выше культуры, 4.Христос и культура – парадокс, 5.Христос преобразователь культуры(реформатский взгляд). Три из них самые распространенные, мы рассмотрим более подробно.
Христос принадлежит культуре. Эта модель больше других подчёркивает единство христианства со светской культурой. Главное, в чём, может быть, выражается их единство, – это когда один человек становится и религиозным, и политическим служителем. Под одним управлением государство и Церковь органически сливаются.
Возникает вопрос, библейская ли это модель? Потому что мы знаем (из истории Средних веков, в частности), что, когда Церковь вплотную подходила к культуре, то культура брала верх над ней, а не она над культурой.
Христос против культуры. Культура в целом (наука, искусство, власть, политика) однозначно объявляется неугодными Богу. И чем меньше у христианина точек соприкосновения с культурой, тем вернее он становится. Цель христианства – спасать людей от разлагающейся культуры. Примером такого взгляда на мир являются анабаптисты или крайне консервативные менониты.
Христос преобразует культуру. Это самая оптимальная точка зрения и именно она является частью реформатской традиции. Роль христианства в мире – не просто спасение отдельных личностей, а преобразование их культуры во славу Божью. Иисусу небезразличен физический мир; Он умер, чтобы преобразовать всё творение соответственно Своему образу. Отсюда стремление реформатов говорить не только лишь о церковной жизни, а и о светской – о том, как очистить от греха все сферы нашей жизни. В реформатском богословии нет разделения на религиозную и светскую жизнь. Во Христе вся жизнь духовна, т.е. религиозна. Это трудно, но именно это значит быть реформатом.
Но не следует впадать в крайность. Бывают случаи, когда лучше всего поступить по первой или второй модели. Нужна мудрость и водительство Святого Духа, чтобы знать, как действовать в каждом конкретном случае.
Как же отличить вещи существенные от несущественных? Проблема усугубляется тем, что очень многое меняется от культуры к культуре и от одной христианской группы к другой. Есть христиане, которые уверены, что воздержание от того или иного дает им святость перед Богом или приближает их к Богу и по этому определенные вещи будут для них существенными.
Я предлагаю рассмотреть некоторые принципы, которые находятся в Библии, в частности в новозаветных книгах, из которых мы чаще всего черпаем свои ответы[3]. Они помогут нам разобраться в том, что Библия выделяет как главное, а что является второстепенным, что необходимо ставить во главу угла в строительстве своей жизни, а что может служить лишь временной помощью в достижении главной цели.
1. Главное в жизни это то, что ведет и управляет, является ее сутью, без главного жизнь не состоится в принципе. Второстепенное же, служит главному, помогает в осуществлении главного, иногда является его следствием и часто носит лишь временный характер. Таким образом, грехопадение человечества, искупление по Божьей милости через смерть и воскресение Христа, возрастание в понимании Бога и доверии Ему, труд по расширению Божьего Царства и т.д. явно является частью главного или частью сути Евангелия. Без понимания и применения этих реалий, христианская жизнь невозможна. В то же время харизматические служения и дары, формат богослужения, способы евангелизации, формы общения христиан и многое другое не являются тем, что должно вести и управлять нашей жизнью. Все это в определенной степени и на определенном уровне помогает в осуществлении главного. А если взять святой поцелуй или покрытие голов у женщин, то эти вопросы занимают еще более второстепенный, и тем более временный характер (Еф.1:17-20, 3:14-19, 4:11-12, Фил.3:8-9, Гал.6:14-15, 2Пет.3:18, Мф.6:33, Лк.10:20)
2. Что в Писании особо отмечается как несущественное, может и сейчас считаться несущественным: пища, питье, различение дней, одежда, формы и методы отдыха, и т.д. Все это будет изменяться в зависимости от культуры и от ваших личных взаимоотношений с Богом, но это никоим образом не должно служить причиной разделений в церкви, и тем более быть поводом к тому, что бы клеймить друг друга или на основании лишь этих вопросов делать какие либо моральные выводы о христианине и его жизни с Богом (Рим.14, Кол.2:16-17,20-23, 1Тим.4:1-5, Мф.23:23)
3. Вещи несущественные не являются моральными, но относятся к культуре[4]. Т.е. если взгляды на определенные типы поведения или действия отличаются в разных культурах, и изменяются в зависимости от культуры, даже среди истинно верующих, такие вещи обычно расцениваются как несущественные. К примеру, винные и не винные культуры, (речь идет о культурах, в которых по разному относятся к употреблению спиртных напитков).
Список грехов, который мы находим в новозаветных посланиях, никогда не содержит культурные вопросы (Рим.1:29-31, 1Кор.5:11, 6:9-10, 2Тим.3:2-4), более того, вопросы культуры также не включены в различные списки христианских повелений (Рим.12, Еф.5, Кол.3 и т.д.) По этому, омовение ног, личное предпочтение Павлом целибата или покрытие головы у женщин не являются по своей сути моральными вопросами. Они могут стать таковыми при неправильном использовании в определенных случаях из-за недостатка любви и т.д.
С другой стороны, вопросы морали, являются абсолютными и остаются неизменными для каждой культуры, они находятся вне времени. И если опять обратиться к вышеперечисленному списку грехов, то можно увидеть, что некоторые из них, иногда превалируют в зависимости от культуры, но нет таких ситуаций, в которых они расцениваются как христианские взаимоотношения или часть христианской жизни. Таким образом, блуд, идолопоклонство, пьянство, гомосексуализм, воровство, алчность и т.д. всегда остаются грехом. Это не означает, что христиане, время от времени не могут быть виновными в чем либо из перечисленного, но это не может быть правильным моральным выводом для христианской жизни.
4. В некоторых вопросах Писание дает единые и последовательные свидетельства, в то время как в других мы видим различия. Вот примеры единого свидетельства: любовь во всем, как основа христианской жизни, невоздаяние злом за зло, как личная этика, неправедность ссоры, ненависти, убийства, воровства, гомосексуализма, пьянства и половой распущенности всех видов.
С другой стороны Библия не кажется такой же единой по вопросам служения женщин в церкви: Рим.16:1-2 (где Фива, диакониса в церкви в Кенхрее), Рим.16:3 (Прискилла – сотрудник Павла), женщин можно найти учащими (Деян.18:26) и проповедующими (Деян.21:8,9, 1Кор.11:5). Но также некоторые женщины причиняли беспокойство в церкви в Ефесе (1Тим.2:11-12), были такие и в Коринфе (1Кор.14:34-35).
Нет единого свидетельства Писания и по другим вопросам, к примеру, политической оценки Рима, отношения к собственному богатству. Но я не буду заострять на них внимание. Вы можете сделать это самостоятельно.
5. Понимание изменений, которые произошли в культуре с I по XXI век, могут изменить наше понимание некоторых вопросов. Например, если принять во внимание, что в первом веке, для женщин почти не было возможности учиться, в то время, как в нашем обществе образование – это норма, то мы по другому можем определять роль женщин в церкви XXI века, прочитав 1Тим.2:9-15. Точно так же с вопросом о взаимоотношениях с правительством. Форма правления в нашей стране сильно отличается от той власти, о которой говорил Павел в Рим.13:1-7. При демократии ожидается, что плохие законы будут заменены, а нечестных чиновников уволят или примут к ним соответствующие меры. По этому знание этих различий должно повлиять на то, как вы принесете Рим.13 в Украину XXI века.
6. И наконец последнее, о чем я хотел бы сказать – это то, что всем нам нужно практиковаться в оказании христианской милости друг к другу. Очень важно осознавать те трудности, которые будут ожидать нас, когда мы будем занимать противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу. По этому, полагаясь лишь на доброту и любовь Бога, Его мудрость и руководство, нам следует пробовать определять некоторые принципы и вместе с тем проявлять любовь и просить прощения у тех, у кого эти принципы отличаются. Свободный человек не должен щеголять своей свободой, а человек, для которого такие вопросы являются глубоким личным убеждением, не должен осуждать другого. Именно так с нами поступает Господь и призывает понять, что значит «милости хочу, а не жертвы…» (Мф.9:13)
Предупреждение Иисуса к ученикам об опасности «фарисейской закваски» (Мф.16:6,11,12) звучит актуально для всех поколений христиан.
Конечно же, это не дает нам ответа на все интересующие вопросы. Кроме того, наверняка будут те, кто не согласится с вышеперечисленными взглядами. Но если систематически и молитвенно подходить к Писанию, и быть внимательным к тому, как Бог действует в нашей жизни и в жизнях других людей, то понимание и применение этих принципов, во многом защитит нас от того, что бы тратить свою жизнь на вещи второстепенные, вместо того, что бы возрастать и развиваться в главном.
Волощук С.П.
БИБЛИОГРАФИЯ.
1. М.Эриксон, Христианское богословие, Библия для всех, Санкт-Петербург, 1999 г.
2. Гордон Д.Фи, Д.Стюарт, Как читать Библию и видеть всю ее ценность, Логос, Санкт-Петербург, 1993г.
3. Р.Пратт, Введение в богословие, лекции УБС, http://www.ikthus.org.ua, 2002 г.
[1] М.Эриксон, Христианское богословие, Библия для всех, Санкт-Петербург, 1999, с.491.
[2] Р.Пратт, Введение в богословие, лекции УБС, http://www.ikthus.org.ua, 2002 г.
[3] Гордон Д.Фи, Д.Стюарт, Как читать Библию и видеть всю ее ценность, Логос, Санкт-Петербург, 1993г., стр.59, 61-64
[4] культура в данном случае – это набор традиций, определенных правил, вопросов поведения в разных ситуациях, которые обусловлены определенным временем, страной, национальностью и т.д.(мое примечание)
|